Литературный журнал  

Вернуться на главную

СТАТЬИ
ЛЮДМИЛА СИДОРИНА


ПОСЛЕДНИЙ ДАР АДМИРАЛА КОЛЧАКА
Я бы открывал архипелаги,
Слышал в море альбатросов крик,
Но бессильны проданные шпаги
В жирных пальцах мировых владык
И тоскуя по морскому валу,
И с лицом скоробленным, как жесть,
Я прошу: "Отдайте адмиралу
Перед смертью боевую честь..."
Сергей Марков

Великомученик и Целитель Пантелеимон, покровитель воинов и моряков, странствует по России.
А всё началось в мае 2011 года в Краснодаре, где проходила выставка-ярмарка «Кубань православная». Посетители имели возможность не только приобрести православную литературу, изделия ручной работы из монастырей и храмов, привезённые со всей России, ближнего и дальнего зарубежья, но и лучше узнать историю редких, а также чудотворных икон. Как сообщается в газете «Кубанские известия»: «Впервые на выставке была представлена икона святого великомученика Пантелеимона. История этой святыни, привезённой из Московской епархии, уникальна. Во время Гражданской войны церковные власти преподнесли её в дар верховному главнокомандующему Александру Колчаку. Данный образ был особо почитаем адмиралом, который в свое время служил на крейсере “Св. Пантелеимон”.
Икона дошла с Колчаком и его армией до Иркутска, где адмирал был расстрелян. Храмы города в то время разорялись большевиками, а образ святого великомученика был передан в буддийский монастырь и потому уцелел, а позже был отдан на хранение коллекционеру. И вот 90 лет спустя святыня, выкупленная из частной коллекции благотворителем, вернулась в храм великомученика и целителя Пантелеимона».
Следует особо отметить, что этот храм находится в подмосковном городе Пушкине на территории Центральной районной больницы, и все верующие могут поклониться святому образу. Настоятель храма протоирей Андрей Дударев собирается совершить паломническую поездку в Сибирь, чтобы отслужить панихиду в Иркутске у Поминального Креста, установленного на том месте, где в ночь на 7 февраля 1920 года адмирал Колчак был расстрелян.
На Иркутской земле память об адмирале Колчаке сохраняется усилиями подвижников. Перед Знаменским собором установлен памятник адмиралу работы Вячеслава Клыкова. Тюремная камера, где Колчак провел последние дни своей жизни, превращена в мемориал. Этажом выше была расположена общая женская камера, в которой добровольно находилась медсестра Анна Тимирёва ради встреч с любимым человеком на прогулках в тюремном дворе.
Но с Иркутском связаны не только последние страницы жизни Александра Васильевича Колчака. Из этого города он отправлялся в три арктические экспедиции. Здесь он венчался с Софьей Омировой, которая родила ему сына Ростислава.
Перед расстрелом адмирал Колчак попросил только одно – передать его сыну родительское благословение. А России достались научные труды, карты морских путей адмирала и намоленная им икона Великомученика и Целителя Пантелимона, изображенного на фоне русских берёзок. Адмирал погиб в тот самый день, когда православные особо чтут чудотворную икону Богоматери «Утоли моя печали».
На панихиде по Александру Васильевичу Колчаку, которая прошла в 1921 году в Париже, Иван Алексеевич Бунин сказал: «Настанет день, когда дети наши, мысленно созерцая позор и ужас наших дней, многое простят России за то, что всё же не один Каин владычествовал во мраке этих дней, но и Авель был среди сынов её. Настанет время, когда золотыми письменами на вечную славу и память будет начертано Его имя в Летописи Русской земли».
9 августа – день Великомученика и Целителя Пантелиимона, покровителя воинов и моряков. Для одной из церквей подмосковного Пушкина это храмовый праздник. Отец Андрей подробно рассказывает об обретении новой иконы:
«История обретения этого образа трагична и загадочна, как и вся история России во время революционного лихолетья. Адмирал Колчак, принявший на себя полномочия Верховного Главнокомандующего, начал победоносное шествие по Сибири и Уралу. Как известно, и генерал Деникин на Юге России, и генерал Юденич на Западе, и генерал Миллер на Севере признали Верховную власть адмирала Колчака. Признанный военной властью Белого движения, Главнокомандующий, как человек глубоко верующий и воцерковлённый, находил себе поддержку и среди духовенства.
Известно много эпизодов преподнесения икон адмиралу от церковных властей. Например, хроники зафиксировали дар епископа Бориса и сонма духовенства, преподнесённый адмиралу в Перми – это икона святителя Николая Чудотворца, известен и дар женского монастыря – икона Богоматери. К сожалению, не все эпизоды из жизни Колчака так глубоко исследованы, как время его пребывания в Перми, да и большинство архивов адмирала в настоящее время утеряно. Однако по Божьему Промыслу этот образ не постигла печальная участь. Отступая с лазаретом Колчака, икона Великомученика и Целителя Пантелеимона дошла с ним и его армией до Иркутска, где адмирал Колчак был расстрелян без суда и следствия.
Поскольку в тот период, власть в городе Иркутске находилась под контролем большевиков, монастыри и храмы города постигла участь осквернения и разорения. Уцелевшая святыня была передана верующими в буддийский монастырь, и только благодаря этому уцелела. Однако вскоре и нахождение иконы там стало небезопасным. Тогда, побывав некоторое время в доме у благочестивых христиан, она была отдана на сохранение коллекционеру. В то время, передать икону коллекционеру живописи, было единственной возможностью обезопасить её от поругания и уничтожения.
В наш храм Великомученика и Целителя Пантелеимона в 2011 году святыня была пожертвована спонсором Шаталовым Олегом Леонидовичем, который выкупил её из собрания частного коллекционера и преподнёс в дар храму, в день трагической гибели адмирала».
Думается, обретение нового образа Великомученика и Целителя Пантелиимона храмом неслучайно. В нём воссоздаётся сестричество «Утоли моя печали», основанное ещё до революции княгиней Натальей Борисовной Шаховской в Москве с филиалом «Царь-Дар» в подмосковном Пушкине. На опушке леса, который многие старожилы города Пушкина по старинке называют царь-дарским, и стоит церковь Великомученика и Целителя Пантелиимона, в которой служит отец Андрей. Он всей своей жизнью и деятельностью подаёт пример бескорыстного служения на духовном поприще. По его инициативе на Акуловой горе на пепелище дома-музея Маяковского создаётся новый культурный центр с аллеей поэтов. Каждый месяц в первое воскресение отец Андрей служит панихиды на могиле своего самого любимого поэта Сергея Есенина. При деятельном участии отца Андрея издан уникальный сборник «”Не умру я, мой друг, никогда”. Воспоминания, статьи, речи, интервью, документы об обстоятельствах гибели С. А. Есенина», составленной племянницей великого поэта Светланой Петровной Есениной. В предисловии дочь любимой сестры Сергея Есенина с горечью пишет:
«Прикрываясь учёными званиями, лекманы и свердловы, соколовы и масловы пекут свои книги-пироги с целью наживы, бессовестно используя чужой труд.
Этим людям почему-то очень важно поддержать “официальную версию” о
поэте-забулдыге, алкоголике и самоубийце.
А официальные органы власти, в частности Генеральная прокуратура РФ, хотя и располагает полной информацией о смерти С. А. Есенина, либо дают родным безграмотные ответы ни о чём, либо находят самый хороший выход из положения – прекратить переписку. Это ярко демонстрирует глава “Правовой нигилизм”.
Любому понятно: если совесть чиста, то скрывать нечего и незачем, но так будет до тех пор, пока Глава государства не примет политического решения открыть то, что сокрыто от людских глаз 85 лет…
Хочется воскликнуть: “Родина! Как же ты жестоко обошлась с одним из самых верных твоих сыновей!”»
Это восклицание Светланы Петровны Есениной можно отнести и к убиенному адмиралу Колчаку. Но всё же поражение обернулось победой. Великие люди уходят из жизни не покорёнными, не обузданными временем. Остаётся образ, за который нередко уже посмертно идёт борьба.
Образ бесстрашного адмирала Колчака сохранился в застенках ОГПУ, где в 1932 году талантливых поэтов с пристрастием допрашивали за чтение стихов в узком кругу о расстрелянном адмирале. По «Делу о Сибирской бригаде» проходили Леонид Мартынов, Сергей Марков, Евгений Забелин, Павел Васильев... Через пять лет самого яркого и молодого Павла Васильева расстреляют. Борьба за образ этого непредсказуемого поэта, как ни странно, продолжается и по сей день. По-разному пишут и об адмирале Колчаке.
Но вот свидетельство очевидца, опубликованное в 1940 году в Харбине:

И было точно погребальным
Охраны хмурое кольцо,
Но вдруг, на миг, в стекле зеркальном
Мелькнуло строгое лицо.
Уста, уже без капли крови,
Сурово сжатые уста!..
Глаза, надломленные брови,
И между них – Его черта, -
Та складка боли, напряженья,
В которой роковое есть…
Рука сама пришла в движенье,
И, проходя, я отдал честь.
И этот жест в морозе лютом,
В той перламутровой тиши, -
Моим последним был салютом,
Салютом сердца и души!
И он ответил мне наклоном
Своей прекрасной головы…
И паровоз далеким стоном
Кого-то звал из синевы. <…>
Арсений Несмелов


Александр Иванович Куприн писал: «Лучший сын России погиб страшной
насильственной смертью. Великая душа – твёрдая, чистая и любящая – испытала, прежде чем расстаться с телом, те крестные муки, о которых даже догадываться не смеет человек, не отмеченный Богом для высшего самоотречения <…>. Будет ли для нас священно то место, где навсегда смежились эти суровые и страдальческие глаза, с их взглядом смертельно раненного орла? Или – притерпевшиеся к запаху крови, всё равно, будь это даже кровь великомученика, равнодушные ко всему на свете, кроме собственного сна и пищеварения, трусливые, растерянные и неблагодарные – мы совсем утратили способность благоговеть перед подвигом <…> и расчётливо преклоняемся только перед успехом, сулящим нам еду и покой?»
Как отмечает отец Андрей, надо искать трудную правду. А тем временем икона Великомученика и Целителя Пантелимона – последний дар адмирала Колчака уже побывала на Православных выставках в Москве, Санкт-Петербурге и в Екатеринбурге. И снова готовится в дорогу.

ЛЮДМИЛА СИДОРИНА

ПОДВИЖНИК РУССКОЙ САМОБЫТНОСТИ Налепин А. Л., Померанская Т. В. «РОЗАНОВ@etc.ru». – М., Центральный издательский дом, 2011, 480 с.

Книга Алексея Налепина и Татьяны Померанцевой «Розанов@etc.ru» – явление удивительно своевременное. Казалось бы, мы живем во времена коммерческие, и духовные искания прошедших столетий от нас очень далеки. Василий Васильевич Розанов ушел из жизни в 1919 году вместе с Серебряным веком в русской культуре. Тем не менее, читая книгу «Розанов@etc.ru», начинаешь понимать: идеи этого писателя, публициста и философа созвучны нашим дням. Не случайно, в предисловии Никита Михалков благодарит инвестиционно-строительную компанию «Ведис Групп» за помощь в издании. Но неужели Василий Васильевич Розанов интересен строителям?
Дело в том, что компания «Ведис Групп» состоит из не вполне обычных строителей. Они – Строители с большой буквы. И все произведения Розанова пронизывает высокий дух строительства.
Во времена, когда рушились устои, он размышлял о «религии жизни», и семейный уют был для него философским понятием. Отсюда у Розанова огромный интерес к русской классике и чувство того, что он не одинок в своих исканиях.
Счастлив тот, кто ощущает себя частью огромного мира и вместе с тем способен построить свой очаг, говоря современным языком, свой микромир. Возникает консервативная система ценностей. Но все же, это не вполне обычный консерватизм. Видимо, он нуждается в каком-то дополнительном определении.
В Москве с апреля 2009 года работает Институт динамического консерватизма (ИДК). Звучит противоречиво. Однако появляется надежда на возможность примирения противоположностей, ведь подлинная динамика предполагает развитие и вместе с тем сохранение накопленных ценностей. Сам термин «динамический консерватизм» принадлежит современнику Розанова, религиозному философу Николаю Онуфриевичу Лосскому, который писал о свободе воли и самоопределяемости человека.
С опорой на русскую религиозную философию начала ХХ века Центр динамического консерватизма, предшественник Института динамического консерватизма, разработал «Русскую Доктрину», возможный путь развития России. Этот большой труд широко обсуждался в 2005 – 2007 годах и был поддержан Всемирным Русским Народным Собором и лично митрополитом Кириллом, нынешним Патриархом.
Без динамики и консерватизма нет жизни. Василию Васильевичу Розанову удавалось соединить противоположности. Это вообще его тема.
Первооснова жизни, по мысли Розанова, заключается в семье, где происходит соединение мужского и женского начал бытия в уединенном. Разбитые гнезда – примета времени.
Будучи консерватором, он вынужденно шел против течения, о чем свидетельствуют его книги, дневниковые записи и переписка, в частности, с Константином Николаевичем Леонтьевым, последним славянофилом. Видимо, неслучайно они оба похоронены в Сергиевом Посаде в Гефсиманском саду Черниговского скита.
Народная тропа не зарастает. Каждый год в Сергиевом Посаде при поддержке Российского фонда культуры проходят Розановские чтения.
Написав книгу «Розанов@etc.ru», как письмо к современникам, ее авторы последовали заветам мыслителя и обрели единомышленников.
Алексей Налепин и Татьяна Померанская – создатели исторического альманаха «Российский Архив», который издается Российским фондом культуры. Они публикаторы многих уникальных материалов по русской литературе. Этот труд отмечен Государственной премией.
Книга о В. В. Розанове создавалась в течение последней четверти века. В нее вошли статьи, посвященные великому русскому философу, его автобиографические заметки, письма и малоизвестная работа «С вершин тысячелетней пирамиды. Размышления о ходе русской литературы».
Используются технологии uCoz